Активная позиция в международной политике и положение великой державы обязывали русский двор не уступать в роскоши и богатстве дворам европейских стран. Крупные заказы на мебель, недоступные многим европейским дворам, характерны для России екатерининского времени. Главным поставщиком роскошной и дорогой мебели со сложными механизмами был Давид Рентген, знаменитый мебельный мастер и владелец мастерской в Нейвиде. Мебель приобреталась у Рентгена целыми партиями, он делал много специальных предметов по заказу, а также привозил стандартную нейвидскую продукцию. Мебель Давида Рентгена во многом определила пути развития парадной мебели русского классицизма. Кроме Рентгена, мебель для дворцов Петербурга, Павловска и Гатчины делали лучшие мастера Парижа: Ж. Жакоб, Ж. А. Ризенер и др.
Однако привозная мебель не могла удовлетворить нужды царского двора и знати, поэтому в России появились собственные мебельные производства, работавшие для двора и аристократии, которые организовывались иностранными мастерами: Г. Гамбсом, А. Туром, Шарлеманем и др.
Дорогую мебель русского производства проектировали архитекторы, создававшие в это время дворцовые ансамбли: В. Растрелли, Ч. Камерон, В. Бренна, Дж. Кваренги и др., а выполняли по чертежам русские столяры. В императорских дворцах и дворянских домах появились гарнитуры целых комнат по чертежам архитекторов, которые проектировали интерьер.
Последняя треть XVIII века - время расцвета в России усадебной культуры. В это время происходит обустройство и переустройство дворянского хозяйства, быта, жилья.
А. Т. Болотов, известный мемуарист второй половины XVIII века, описывая свое возвращение со службы домой в 1762 году, рассказывает, что он "велел выломать все старинные лавки и полки; выбелил потолок, стены и печь; вынес передний длинный и простейший дубовый стол, отыскал другой складной и лучший, а для сидения успел отделать и обить канапе и дюжину стульев". После этого он заказал столяру соседнего помещика новую мебель, а также отдал своего крепостного на обучение столярному и резному делу. Подобный процесс происходил повсеместно; помещики заводили себе целые мебельные мастерские - особенно славилась мебель из мастерских Шереметевых, Юсуповых, Куракиных.
Во второй половине XVIII века происходит дальнейшая дифференциация видов мебели по назначению. Наличие собственных мастеров в каждом имении позволяло варьировать виды мебели по форме, материалу, отделке в соответствии с нуждами и личными вкусами хозяина. Мебель этого времени, выдержанная в стиле классицизм, отвечала общим настроениям эпохи с ее войнами, победами, идеями государственного могущества и гражданственности.
В противовес пышности, неконструктивности и камерности мебели рококо, характерной для времени правления Елизаветы Петровны, мебель классицизма ориентировалась на художественные формы античного искусства: в ней преобладают геометрическая правильность линий, ясность и четкость членений. В мебели рококо переходы одних конструктивных частей и деталей в другие, как правило, незаметны или умышленно замаскированы; в мебели классицизма конструкция предметов и сочленения деталей выражены очень ясно и четко.
Вместе с тем на протяжении всего периода мебель екатерининского классицизма сохраняла легкость форм, присущую рококо. Это достигалось особыми пропорциональными отношениями, при которых, например, ножки стульев, кресел, комодов и проч. оставались относительно тонкими и суживающимися книзу. Эта тенденция сохранялась до начала XIX века, хотя создавались и отдельные предметы массивных форм. Впечатлению легкости способствовали и вырезанные каннелюры, часто украшавшие ножки стульев и шкафов.
Коренным образом изменился характер резьбы: она становится скромнее и располагается в основном в конструктивных узлах предмета, например места скрепления ножки и царги декорировались резными розетками. Излюбленными мотивами были пальмовые ветви, лавровые листы, гирлянды, венки, вазы с цветами, ленты и банты.
Постепенно мебель приобретает все более строгие классицистические формы. В декоре мебели 60-90-х годов XVIII века можно выделить три основных типа.
Первый тип - это мебель с резьбой, золочением и окраской, в которой на фоне общего цвета углубления и выступы окрашивались в разные, гармонирующие друг с другом тона. Характерный пример - подзеркальный столик с тонкими каннелированными ножками и царгой, вырезанной в виде цепи овалов, украшенных свисающими гирляндами; резное подстолье решено в несколько цветов. В некоторых случаях полихромная раскраска разных предметов одного гарнитура варьировалась, не нарушая при этом единства всего ансамбля. Такая полихромия была специфически русским явлением. Обивка разных предметов из одного гарнитура могла быть различной по рисунку, но выдержанной в одной гамме. Отделка предметов обстановки сочеталась с отделкой стен комнаты. Мебель иногда расписывалась изображениями мифологических персонажей золотой краской по синему фону, а иногда роспись повторяла классицистические элементы резьбы - колонны, вазы, гирлянды. Резьба занимала основное место в декоре мебели русского классицизма последней трети XVIII века. На смену рокайльным орнаментам и завиткам предыдущего периода пришли симметричные античные мотивы - розетки, венки, овалы, аканты, лавровые листья. Резьба всегда располагалась на предмете в точном соответствии с его конструкцией, мотивы вытягивались и сжимались в зависимости от формы, которую они украшали. К концу столетия в резьбе мебели появляются мифологические существа, а для столешниц начинают использовать цветной камень и мрамор, который в это время становится модным.
Второй тип - мебель с декором из наборного дерева. Большинство дошедшей до нас мебели наборного дерева имеет довольно простую отделку. Обычно это геометрический орнамент "в елочку", "в шашку", "сеточкой", "ромбами", "полосками" из светлой и темной древесины разных пород, часто с помещенными на подобном фоне изображениями цветов, ваз, эмблем искусств и наук, пейзажами и т. п. Однако встречаются предметы, декорированный сложным набором, выполненным с большим мастерством. Высоким искусством, например, отличаются работы крепостного мастера П. Б. Шереметева Никифора Васильева. В небольшом столике строгих форм на столешнице представлен вид Кускова. Это - пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, по преданию, ослеп. В наборной мебели 1790-х гг. используется новый материал, не известный западноевропейским мастерам, - карельская береза. Считается, что впервые ее ввел в употребление П. В. Мещерский, актер, живописец и скульптор, любивший декоративно-прикладное искусство и сам выполнявший работы в своей столярной мастерской. В XVIII веке карельскую березу использовали в работах наборного дерева только в качестве фона, как, например, в футляре стоячих часов 1794 года. Сплошная фанеровка больших плоскостей, связанная с широким распространением мебели из карельской березы, характерна для русской мебели XIX века. В более простой мебели последней трети XVIII века вместо наборной работы в качестве декора применялась роспись красками - ею украшались плоскости царг и спинок.
Третий тип мебели - мебель из полированного красного дерева, обладающего богатыми красочными оттенками - от темно-малинового до желтовато-красного. Основным средством достижения художественного эффекта была блестящая полировка поверхности, показывающая красивый цвет и текстуру дерева. Резьба и золочение в такой мебели не использовались; вместо этого осторожно вводились тонкие прокладки и украшения из металла, подчеркивающие конструкцию вещи. Похожую мебель делали из простых сортов древесины, а потом придавали вид красного дерева. Стулья, кресла, диваны, столы разных форм, шкафы, комоды из красного дерева более, чем аналогичная по форме и функции мебель первых двух типов, выражали идеи классицизма: сдержанность, легкость, четкость конструкции и членений. Стиль приобретал в этом варианте изысканную строгость, а спокойный цвет древесины придавал предметам монументальность. Характерный пример мебели этого типа - подзеркальный стол конца XVIII века.
|