Давид Рентген (1743-1807), мастер-мебельщик и владелец мебельной мастерской в небольшом рейнском городе Нейвиде, сыграл важную роль в развитии российского мебельного дела эпохи классицизма. По значимости имя Давида Рентгена стоит в одном ряду с такими современными ему мастерами, как Ж.-Ф. Эбен, Ж.-А. Ризенер, Г. Бенеман. Именно он, в течение нескольких десятилетий, влиял на вкусы и моду в мебельном производстве России последней четверти XVIII столетия. Основное количество классицистической мебели Рентгена и по сей день находится в музеях Петербурга и пригородов; кроме того, многие из этих вещей не являются рядовой массовой продукцией нейвидской мануфактуры. Они создавались по индивидуальному заказу для Екатерины II, в большинстве случаев - самим Рентгеном, поэтому, аналогов этих вещей нет в коллекциях других европейских стран.
Давид Рентген унаследовал мебельное дело от своего отца Абрахама Рентгена, получившего признание и известность в Германии. Однако будучи человеком не только талантливым, но и предприимчивым, Давид Рентген пошел гораздо дальше: при нем изготовление мебели на нейвидской мануфактуре не осталось скромным локальным производством, а вышло на мировой рынок, приобрело интернациональное значение.
Еще в 1770-х гг., когда Рентген создавал рокайльную мебель с использованием техники маркетри, к нему пришла слава "первого мебельщика века". В первые годы работы Давида Рентгена на нейвидской мануфактуре создававшаяся там мебель не намного отличалась от продукции, вырабатываемой при его отце. Новыми элементами были лишь сложные механические устройства, любовь к которым мастер сохранил во все периоды своего творчества. В первый период деятельности Давида Рентгена основная декоративная нагрузка в его мебели приходилась на маркетри (эскизы декора выполнял живописец Януариус Цик). После того как в 1774
|